Российские железные дороги планируют назначить первый коммерческий рейс высокоскоростного поезда Velaro RUS "Сапсан" на пятницу 18 декабря. Поезд выйдет на линию Москва - Санкт-Петербург.

С декабря на этом маршруте будет задействовано пять составов, которые будут поначалу совершать ориентировочно по три рейса в день в каждом направлении. Время в пути составит 3 часа 45 минут - это на 45 минут меньше нынешнего времени "Невского экспресса". Максимальная скорость нового поезда составит 250 км/ч, однако из-за ограничений трассы с таким темпом он будет проходить лишь небольшой отрезок пути в Новгородской области.

Примерно 85% маршрута максимумом скорости пока будет 200 км/ч, в черте Москвы и Санкт-Петербурга - еще ниже. До начала коммерческой эксплуатации "Сапсану" предстоит завершить сертификационные испытания, которые продлятся до октября.

Ценовая политика РЖД для нового поезда пока не известна. Предполагается, что стоимость билетов будет варьироваться в зависимости от дня недели и времени отправления. В отличие от предшественника на этом маршруте ЭР200 билеты на "Сапсан" будут продаваться в обычном режиме, с началом продаж за 45 суток до отправления.

Очевидно, что сколько-нибудь серьезное повышение цен по сравнению с ныне действующими приведет к тому, что поезда будут ездить полупустыми: между Москвой и Санкт-Петербургом ежедневно совершается более тридцати авиарейсов, на которые легко доступны билеты по ценам от 1500 рублей в одну сторону, а в периоды распродаж - еще дешевле. Причем пока "Сапсану" не удастся перевезти пассажира между двумя столицами быстрее самолета: с развитием железнодорожного сообщения в московских аэропортах, запуском терминала Шереметьево-3 и введением авиакомпаниями специальных программ типа "Аэрофлот-Шаттл" время в пути между центрами городов для авиапассажиров составит около трех с половиной часов. При этом частота рейсов "Сапсана" будет значительно ниже предлагаемой авиакомпаниями.

"Сапсан" вмещает 604 пассажира в двухклассной компоновке: головной и концевой вагоны будут отданы бизнес-классу, а восемь средних - экономклассу. Шаг и расположение кресел в обоих классах практически не отличаются, разнится лишь их обивка. Кроме того, в бизнес-классе питание будет входить в стоимость билета (в экономклассе - лишь в отдельных вагонах). Остальные пассажиры смогут подкрепиться в кафе в середине состава.

В обоих классах компоновка кресел в ряду - 2+2. Исключение - небольшая секция прямо перед кокпитом машиниста в бизнес-классе, где кресла стоят по схеме 2+1. Ее пассажиры смогут наблюдать за дорогой впереди через прозрачное стекло кабины. В этой секции расположены кресла №21-28, причем места 23, 24 и 28 не имеют бокового окна и расположены у глухой стены. Кресла в поезде не откидываются, однако сиденье можно сдвинуть вперед. Вагоны оборудованы телеэкранами, местами для хранения багажа и одежды, возможностью подключения наушников. Всего концерн Siemens должен поставить в Россию восемь таких составов. Оставшиеся три должны выйти на маршрут Москва - Нижний Новгород будущим летом, где они заменят нынешние "Буревестники" и будут укладываться в четыре часа. На этом маршруте предполагается до трех рейсов в день, а на петербургском число рейсов планируется в перспективе довести до восьми.